ЯМЗ-238 – четырехтактный дизель V8, пришедший на смену мотору ЯМЗ-236, который, свою очередь, заменил устаревшее двухтактное семейство ЯМЗ-204 и ЯАЗ-206. Двигатель ЯМЗ-238 стал началом масштабной дизелизации советских грузовиков, которые раньше оснащались только прожорливыми бензиновыми моторами. Годы производства ЯМЗ-238 – 1960-2014.
Особенности конструкции
- ЯМЗ-238 является преемником двигателя ЯАЗ-206. Запущенный в серию в 1962 году агрегат имеет V-образную 8-цилиндровую компоновку с углом развала 90 градусов, чугунные мокрые гильзы, а ряды цилиндров смещены на 35 м относительно друг друга.
- Коленвал располагается внутри блока на пяти опорах. Он имеет ход поршня 140.
- Поршни – литые алюминиевые, с диаметром 130 мм и высотой 100 мм, а диаметр поршневого кольца составляет 50 мм.
- Конструкция предусматривает шестеренчатый привод коленвала, а распредвал располагается в блоке цилиндров и приводит в действие клапаны через толкатели и стальные шланги.
- Непосредственный топливный впрыск с ТНВД 80-30.
- Давление форсунок составляет 261-230 кгс/кв. см.
Некоторые модификации и их особенности
- ЯМЗ-238АК – копия ЯМЗ-238М2 с экологическим выхлопом Евро-0. Устанавливалась на комбайны Дон, Палессе FS60, Славутич и Херсонец. При 2000 об/мин развивает 235 л. с., а крутящий момент составляет 932 Н/м при 1300-1500 об/мин.
- ЯАЗ-238АМ2 – 225-силная версия двигателя ЯМЗ-238М2 с крутящим моментом 825 Н/м при 1250-1450 Н/м. Соответствует нормам Евро-0. Устанавливается на МоАЗ-6014 и 6442.
- ЯМЗ-238Б – турбированная версия двигателя ЯМЗ-238М2 с компрессором ТКР-100, улучшенным распредвалом и коленвалом. Установлен насос 707-40. Норма выхлопа – Евро-0. Устанавливается на МАЗ-5336 и 5432, Урал 5323 и 5423. Заявленный ресурс составляет 450 тыс. км.
- ЯМЗ-238ФМ – самый мощный двигатель на базе 238ПМ, с маслофорсункаами и мощностью 320 л. с. Крутящий момент составляет 1118 Н/м при 1500 об/мин. Данный агрегат является предшественником 238Д.
Сколько масла
- Для атмосферного дизеля ЯМЗ-238 требуется 29 литров моторного масла.
- Для турбодизеля ЯМЗ-238 требуется 32 литра моторного масла.
Какое заливать
- В двигатель ЯМЗ-238 заливается отечественное масло М-10-Г2К, которое подходит для летней эксплуатации.
- В зимнее время года этот мотор заправляют маслом М-8-Г2К.
Аналоги:
- Лукойл стандарт 10W-30 (Подобрать) (Подобрать) SF/СС
- ТНК Magnum Standart 15W-40 (Подобрать)
Допуски масла
- API-CC
- ГОСТ – 5304-54.
Ресурс двигателя
Практика показывает, что срок службы двигателя ЯМЗ-238 может доходить до 1 миллиона километров.