ЯМЗ-236 – шестицилиндровый дизель, имеющий много общего с ЯМЗ-238. Основные отличия сводятся к количеству цилиндров. Мотор разработан в 1958 году и получил множество модификаций, которые актуальны до сих пор. Агрегат устанавливается в основном на КамАЗы и МАЗы.
Особенности конструкции
- ЯМЗ-236 – один из самых известных и распространенных ярославских моторов. Он гораздо популярнее прожорливого ЯМЗ-238, на базе которого и был разработан. Предшественником ЯМЗ-236 является устаревшая модель ЯАЗ-204.
- Двигатель имеет чугунный блок с чугунными гильзами, V-образное расположение цилиндров с углом развала 90 градусов, как у ЯМЗ-238, но без двух цилиндров.
- Блок содержит коленвал, закрепленный на четырех опорах. Он имеет ход поршня 140 мм, а диаметр шеек составляет 110 мм. диаметр поршней – 130 мм, а высота – 100 мм.
- В верхней части блока располагаются две 6-клапанные чугунные головки.
- Параметры впускных и выпускных клапанов – 61 и 48 мм соответственно, а толщина стержня составляет 12 мм. Головки такие же, как у ЯМЗ-238, но здесь все адаптировано под V6.
- Двигатель нижневальный, с расположением распредвала непосредственно в блоке цилиндров.
- Регулировка клапанов требуется через 500 часов. Зазоры – 0,25-0,3 мм для впускного и выпускного клапанов соответственно.
- Версия Евро-2 доступна с обычной или индивидуальной головкой, то есть для каждого цилиндра.
- Давление масла на прогретом моторе составляет 4-7 кгс/кв. см.
- Более современной альтернативой двигателю ЯМЗ-236 являются моторы 7601 и 656.
Некоторые модификации и их особенности
- ЯМЗ-236 – безтурбинная версия 236М2 с мощностью 195 л. с. и тягой 716 Н/м. Известна по грузовикам ЗИЛ-5343, Неман-5201, ЛАЗ-42078.
- ЯМЗ-236Б – 250-сильный турбомотор с крутящим моментом 1030 Н/м. Ставили его на ВЭКС 30L, Т12 и ТМ-120.
- ЯМЗ-236БЕ2 – одна из модификаций 236БЕ под нормы Евро-2. Развивает 1078 Н/м при 1300 об/мин. Устанавливается на МАЗ-5336, Урал-4320, КрАЗ-6505 и т. д.
- ЯМЗ-236НД – доработанная версия 236НЕ для тракторов и комбайнов. Развивает 210 л. с. и 882 Н/м. Этот мотор можно увидеть в комбайне Вектор и тракторе ЧТЗ Т10М.
Сколько масла
- Для атмосферного дизеля ЯМЗ-236 понадобится 21 литр моторного масла.
- Для турбодизеля ЯМЗ-238 рекомендуется 24 литра моторного масла.
Какое заливать
- Летом в двигатель ЯМЗ-236 заливается моторное масло М-10-Г2к.
- Зимой при температуре ниже плюс 5 гр. для мотора ЯМЗ-236 будет достаточно масла М-8-Г2к.
Аналоги:
- Oil right M-10Г2К SAE 30
- Gazpromneft M-8Г2к
- Lukoil M-8Г2К
Допуски масла
- API-CC
- ГОСТ – 5304-54.
Ресурс двигателя
Двигатель ЯМЗ-236 рассчитан на 800 тысяч километров.