Замена масла в АКПП: тренды, мифы, реалии

Статистика гласит, что большая часть реализуемых автомобилей в России оснащается автоматической коробкой передач. Это неудивительно, ведь автомат проще в использовании и гораздо удобнее в городских «светофорных» поездках. Популярность АКПП очевидна даже несмотря на то, что механическая коробка считается более надежной. При этом еще важное значение имеет правильное обслуживание автомата, которое позволяет продлить его срок службы.

Необходимо заливать подходящее масло и соблюдать плановый интервал замены, а в некоторых случаях приходиться сокращать сроки замены. В этой статье рассмотрены главные особенности ATF, основные мифы и заблуждения о замене масла, а также представлен ТОП-10 лучших масел ATF на сегодняшний день.

Содержание

Функции масла ATF

  1. отведение тепла от нагревающихся деталей
  2. смазка подшипников и других компонентов КПП
  3. масло выступает в качестве основы для работы гидравлической системы
  4. обеспечение плавного переключения передач
  5. обеспечение стабильной и надежной работы гидротрансформатора

Что происходит с маслом в коробке автомат

  • Со временем масло теряет свои полезные свойства, и это прежде всего связано с перегревом или жесткими условиями эксплуатации
  • Риск быстрого ухудшения качества смазки возможен при обильном загрязнении радиатора
  • В масло попадают микрочастицы с фрикционов и накладок блокировок гидротрансформатора
  • Даже самое качественное масло имеет признаки ухудшения качества при тяжелых нагрузках
  • С течением времени ухудшают противозадирные и задающие вязкость присадки, что приводит к ухудшению плавности работы КПП
  • Масло загрязняется продуктами износа коробки, а также смешивается с грязевыми отложениями – например, частицами износившихся подшипников и редукторов, частицами золы, металла и мягкого картона, из которого обычно изготавливают фрикционы.

Причины и последствия износа масла в АКПП

  1. В масло попадают физические загрязнители, которые накапливаются в коробке в результате повышенного сухого трения движущихся механизмов – в первую очередь это сервопривод, насос давления, уплотнители, игольчатые подшипники и т. д. Современные коробки передач оснащаются масляными фильтрами, которые поддерживают чистоту ATF. Однако в основном используются фильтры грубой очистки, известные своей низкой очищающей способностью. С другой стороны, такие фильтры способствуют улучшению пропускной способности масла при низких температурах, однако по мере увеличения пробега мелкие частицы попадают в масло и вызывают повышенный износ комплектующих.
  2. Главные составляющие масла ATF лишь до поры до времени устойчивы к окислительным процессам и трению. Вместе с тем, ограничен и срок годности антивспенивающих присадок, ингибиторов коррозии и других ингредиентов, которые со временем теряют свою эффективность, что особенно актуально для высоких нагрузок. В результате происходит изменение характеристик масла в худшую сторону. Исходя из этого, неудивительно, почему используемое на протяжении 100+ тыс. км масло не в состоянии гарантировать плавную и бесперебойную работу АКПП.
  3. Главным фактором риска является повышенная температура, ведь принцип работы автомата основывается на трении, в процессе которого вырабатывается тепло. При длительном экстремальном вождении с постоянными пробуксовками значительно возрастает нагрузка на коробку передач, что приводит к повышенному нагреву, и температура в коробке поднимается сверх допустимого предела. Заводские стандарты гласят, что допустимая внутренняя температура для АКПП не должна превышать 90 градусов. Практика показывает, что после 200 циклов увеличения температуры до 100 гр. происходит ускоренная деградация механизмов автомата, а его ресурс сокращается в два раза.
  4. Износ шестерен, которые притираются друг к другу и это приводит к образованию металлической стружки, которая попадает в масло и окрашивает его в темный оттенок. В результате смазка мутнеет и обретает черный цвет.
  5. В автомате изнашиваются фрикционные накладки, а вариаторе – ремень и зеркала ведущих дисков. И в том, и другом случае образуются продукты износа, которая превращаются в грязь и оседают в масле, что впоследствии приводит к забиванию масляного фильтра.
  6. При критических нагрузках наиболее подверженные трению компоненты АКПП достигают температуры 150 градусов, что особенно актуально в зимнее время года. При таких нагрузках происходит быстрое потемнение масла, которое после выключения ДВС остывает и теряет свои полезные свойства. Даже качество самых технологичных смазочных материалов подлежит сомнению уже при 60 тыс. км пробега. В лучшем случае, к этому периоду масло может успеть потерять 50% своих полезных свойств. Поэтому в этот период проводится замена масла, чтобы не допустить полной 100-процентной утраты этих свойств.
  7. Как известно, все современные автомобили оснащаются радиаторами охлаждения АКПП, благодаря которым внутренняя температура коробки снижается до 80-90 градусов. Но со временем радиатор забивается и тогда велика вероятность возгорания масла, причем в прямом смысле. Это связано с тем, что при забитый или поврежденный радиатор приводит к ухудшению эффективности циркуляции масла, ведь оно попросту не способно циркулировать через охлаждающую полость. Это приводит к свертыванию смазки, что как раз является одной из причин появления запинок, пробуксовок и дерганой работы автомата.
  8. При долгой езде с плохим маслом возникают проблемы с вакуумным коллектором, который устанавливаются на автомобили Nissan, Ford и Mercedes-Benz. Коллектор соединен с впускным коллектором ДВС при помощи патрубка. Кроме того, между ними устанавливается мембрана, препятствующая прохождению масла. Со временем мембрана прорывается, что приводит к резкому снижению уровня масла в АКПП, которое попадает в двигатель и смешивается с моторным маслом. По этой причине из выхлопной трубы начинает выходить сизый дым с высокой токсичностью. Чем больше масла попадает в двигатель, тем чернее этот дым. При этом заметить утечку сразу практически невозможно, а лишь только когда произойдет заметное снижение уровня масла.
  9. С ростом пробега ухудшается герметичность сальника втулки насосного колеса гидтротрансформатора. В этом случае утечку можно обнаружить с наружной стороны АКПП. Более того, дело может дойти до появления целой лужи отработки под днищем автомобиля.
    10.Чрезмерные нагрузки на автомат приводят к обрыву шланга трубки радиатора, что может привести к утечкам и, соответственно, значительному уменьшению объема масла в автомате. К счастью, есть шанс как можно раньше обнаружить эту неполадку, ведь в данном случае коробка перейдет в аварийный режим, а все внутренности капота будут забрызганы маслом. В итоге придется долго приводить в порядок подкапотное пространство и очищать его специальным смазывающим средством. Пожалуй, это одна из самых неприятных неполадок АКПП из всех перечисленных.

Надо ли менять масло в автомате?

Сколько людей, столько и мнений – эта пословица является актуальной, когда речь заходит о сроках замены масла. Однозначный ответ дать невозможно, поскольку все еще зависит от условий эксплуатации, характера вождения и других факторов. Тем не менее, можно рассмотреть все мнения и рекомендации, а затем на их основании уже сделать окончательные выводы об оптимальных сроках замены ATF.

Аргументы сторонников замены масла в АКПП

  • На трансмиссионное масло возложено несколько функций. В первую очередь это смазка трущихся пар и отведение тепла от трущихся поверхностей. Кроме того, масло выступает рабочим телом для гидравлической системы КПП и гидротрансфоратора. Поэтому масло не просто способно, а обязано выполнять все свои функции, и для этого оно должно обладать определенными параметрами и длительным сроком годности.
  • Определенные параметры масла со временем ухудшаются и сокращается интервал замены, особенно в тяжелых условиях. Ухудшается состояние подшипников, фрикционов и редуктора, поскольку отработанное масло уже не обладает настолько мощными противозадирными и антикоррозионными характеристиками, необходимыми для поддержания хорошего состояния всех узлов КПП.
  • Автомат способен прослужить 150 тыс. км или даже больше, если регулярно производить замену масла. Более того, затем можно провести капитальный ремонт коробки и в очередной раз заменить масло. Таким образом, благодаря своевременной замене ATF навсегда отпадает необходимость в покупке новой коробки передач.
  • Если менять масло каждые 50-80 тыс. км, тогда велика вероятность увеличения срока службы КПП вплоть до 250 тыс. км пробега.
  • Надо придерживаться заводских рекомендаций 20-летней давности. Согласно этим рекомендациям, период замены масла в АКПП составляет от 30 до 60 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации. К тому же, общая конструкция автоматических коробок с тех пор практически не изменилась, а значит и сроки замены тоже не должны меняться.
  • Благодаря регулярной замене ATF коробка меньше подвержена перегрузкам, а также посторонним шумам (вой, гул, стуки, вибрации), которые могут свидетельствовать о повышенном износе. Кроме того, исключены какие-либо задержки, толчки и рывки при переключении передач, а также при старте с места.
  • Производители современных автомобилей с АКПП, а также авторизованные сервисные центры, не рекомендуют менять масло ATF по одной простой причине – это получение прибыли за счет более частых неисправностей и капитальных ремонтов.

Аргументы противников замены масла в АКПП

  • Если ездить в щадящих условиях и не подвергать трансмиссию чрезмерным нагрузкам, тогда можно следовать заводским рекомендациям, согласно которым масло рассчитано на весь срок службы автомобиля, либо в крайнем случае его достаточно менять один раз в 100 тыс. км.
  • Во время работы автомата его механизмы (например, фрикционы) подвержены естественному износу. Накопившиеся продукты износа откладываются на стенках всей гидросистемы. При частой замене ATF новое масло смывает эти частицы, и конечно в этом нет ничего плохого, а скорее наоборот. Однако затем эти частицы попадают в гидроблок и это приводит к засорению соленоидов, появлению рывков и задержкам при переключении передач.
  • Даже старая коробка способна нормально работать на отработанном масле, которое содержит фрикционную крошку, металлическую стружку и другие продукты износа. Иными словами, в процессе длительной работы происходит своего рода адаптация к такому маслу, и в данном случае главное не превышать допустимую нагрузку, что в принципе касается всех старых автомобилей. При этом создаются «благоприятные рабочие условия» внутри КПП, а при заливке нового масла велика вероятность полного выхода из строя коробки передач. По крайней мере, так сторонники этой теории объясняют, почему для старой АКПП в крайнем случае будет достаточно и самого дешевого минерального масла.

Мифы и заблуждения о замене масла

  1. При замене масла в автомате не избежать проблем с автоматом – это самый распространенный миф, у которого есть множество сторонников в интернете. Смазочный материал, как известно, способствует передаче крутящего момента, а также обеспечивает смазку и охлаждение трущихся механизмов, подверженных высокому тепловыделению. Поэтому крайне важно соблюдать периодичность замены, чтобы не ухудшить работу КПП.
  2. Аппаратная замена масла приводит к поднятию всех отложений, что может привести к заклиниванию коробки – в принципе, это утверждение верно в случае с частой аппаратной заменой, которую целесообразно проводить один раз в 100 тыс. км. Если по каким-то причинам необходимо произвести замену раньше этого срока (например, в случае ремонта), тогда лучше ограничиться частичной или щадящей заменой ATF.
  3. Промывка автомата бесполезна, поскольку все равно невозможно полностью отмыть все каналы внутри коробки. Конечно, ни один здравомыслящий специалист не даст полной гарантии того, что промывка обеспечит тотальное очищение трансмиссии от всех отложений. Однако промывка помогает добиться наилучшего результата. К тому же, данная процедура проводится при полной (аппаратной) замене ATF, а такой способ замены гораздо более эффективный по сравнению с частичной заменой.
  4. Масляный фильтр в автомате – обычная сетка, так что его менять не обязательно. Чтобы развеять этот миф, надо разобраться в конструкции фильтра и его основных функциях. Как известно, масляный фильтр отсеивает крупные металлические частицы, а по мере износа фрикциона происходит оседание в гидротрансформаторе продуктов износа, которые затем прилипают к фильтрующей сетке. Это приводит к забиванию фильтра и снижению его пропускной способности, что может негативно влиять на давление масла. В этой ситуации одной промывки будет недостаточно, и поэтому фильтр меняют на новый при каждой очередной замене масла.
  5. При замене масла каждые 1000 км можно навсегда отказаться от полной замены ATF. В теории с этим можно согласиться, но на практике бывают разные ситуации: условия эксплуатации, резко меняющийся климат, агрессивная езда, резкие перегазовки и быстрые переключения передач. Все это влияет на качество масла, и поэтому только полная или частичная замена масла является гарантией надежной и бесперебойной работы КПП. А что касается коротких интервалов (каждые 1000 тыс. км), то их придется повторить как минимум 7-10 раз. Данная затея выглядит абсурдной ввиду более высоких затрат по сравнению с частичной и полной заменой ATF.
  6. Масло в автомате Toyota залито на весь срок службы – это одна из маркетинговых уловок многих автопроизводителей. Что же касается производителя самой коробки, то к примеру компания Aisin рекомендует менять масло в своих автоматах каждые 20-30 тыс. км.

Видео

Что говорят производители

В сервисной книжке современного автомобиля с АКПП в редких случаях говорится о необходимости замены трансмиссионного масла. Производитель уверяет, что оно якобы рассчитано на весь срок эксплуатации автомобиля, который обычно составляет 100 тыс. км для одного владельца. Поэтому большинство производителей уверяет, что гидроавтомат обслуживанию не подлежит, и причем в данном случае неважно, какое было залито масло – синтетика, минералка или полусинтетика. Более того, если взять в расчет среднегодовой пробег 30 тыс. км и гарантию на автомобиль примерно 100 тыс. км, тогда по мнению большинства автомобильных брендов максимальный ресурс автомобиля не должен превышать 100-180 тыс. км.

Что говорят производители конкретных марок

Если пройтись по конкретным маркам, то мнения ведущих автопроизводителей могут кардинально отличаться.

Hyundai

При небольших нагрузках срок годности масла в АКПП достигает 90 тыс. км.

Kia

На примере самых популярных моделей этой марки – Rio и Sportage – сроки замены масла в автомате составляют 90 тыс. км.

Renault

У автомобилей этой французской марки трансмиссионная рабочая жидкость ATF рассчитана на весь срок службы, а внеплановая замена проводится только в случае ремонта агрегата.

Skoda

Компания Skoda не рекомендует менять масло в своих автоматах, поскольку оно рассчитано на весь срок службы коробки передач. Что касается DSG, сроки годности масла в этой КПП составляет 60 тыс. км.

Toyota

На примере самых популярных моделей этой марки – Camry и RAV4 – можно прийти к выводу, что проверять масло в АКПП следует каждые 40 тыс. км. Замена ATF выполняется только в случае необходимости.

ВАЗ

Сроки замены масла в АМТ (автомеханическая КПП) автомобилей Lada составляют 40-45 тыс. км.

Changan

Сроки замены масла в АКПП в благоприятных условиях составляют 60 тыс. км или три раза в год. В тяжелых условиях периодичность замены сокращается до 40 тыс. км, и это особенно касается роботизированных коробок передач с двумя сцеплениями.

VW

Концерн Volkswagen рекомендует владельцам своих автомобилей соблюдать сроки замены ATF в зависимости от конкретной модели КПП. Например, в преселективных роботах типа DQ250 или DQ500 масло надо менять каждые 60 тыс. км, а вот трансмиссия DQ381 потребует замены масла лишь через 120 тыс. км. Сроки замены масла в гидроавтоматах 01P и 09G составляют 60 тыс. км.

Что говорят автолюбители

Конечно, даже начинающие автомобилисты уже давно знают о маркетинговых уловках производителя по поводу «вечности» масла в АКПП. Поэтому большинство автолюбителей предпочитает самостоятельно подбирать оптимальный интервал замены масла, а также регулярно проверять уровень и состояние рабочей жидкости. Исходя из этого многолетняя практика показывает и подтверждает, что оптимальный интервал замены масла в АКПП был и остается на уровне 60 тыс. км.

Видео

ТОП-10 лучших масел ATF

1.Mobil ATF LT 71141
152648 – 780 р за 1 л

Характеристики:

  • Тип – полусинтетика
  • Спецификация VW – TL 521 62
  • Индекс вязкости – 168
  • Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 37,2/7,4
  • Плотность при 15 гр. – 0,855
  • Температура застывания – минус 45 гр.

2.ZIC ATF III
162632 – 1750 р за 4 л

Характеристики:

  • Тип – синтетика
  • Допуск – Dexron III (Подобрать), Allison C-4
  • Индекс вязкости – 169
  • Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 37/7,4
  • Плотность при 15 гр. – 0,8494
  • Температура застывания/вспышки – минус 55/225 гр.
  • Общий кислотный показатель – 0,99

3.Mannol Dexron III (Подобрать) Automatic Plus
1356 – 1600 р за 4 л

Характеристики:

  • Тип – синтетика
  • Допуск – Dexron III (Подобрать)
  • Индекс вязкости – 180
  • Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 37/7.6
  • Плотность при 15 гр. – 0,865
  • Температура застывания/вспышки – минус 45/220 гр.

4.Kixx ATF Multi Plus
L2518AL1E1 – 670 р за 1 л

Характеристики:

  • Тип – синтетика
  • Спецификация Nissan: Matci C, Matic D, Matic J
  • Цвет – янтарный
  • Индекс вязкости – 170
  • Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 37/7,6
  • Плотность при 15 гр. – 0,843
  • Температура застывания/вспышки – минус 51/225 гр.

5.Neste Oil ATF X
2162 52 – 550 р за 1 л

Характеристики:

  • Тип – синтетика
  • Допуск – Dexron III (Подобрать) G
  • Индекс вязкости – 183
  • Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 37/7,7
  • Плотность при 15 гр. – 0,863
  • Температура застывания/вспышки – минус 51/208 гр.

6.Liqui Moly CVT Top Tec ATF 1400
8041 – 1400 р за 1 л

Характеристики:

  • Тип – НС-синтетика
  • Индекс вязкости – 173
  • Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 34/7
  • Плотность при 15 гр. – 0,848
  • Температура застывания/вспышки – минус 52/210 гр.

7.Totachi Dento ATF Multi-Vehicle
4589904528699 – 550 р за 1 л

Характеристики:

  • Тип – синтетика
  • Спецификация Nissan – Matic J, Matic D
  • Спецификация GM – Dexron III (Подобрать)
  • Индекс вязкости – 150
  • Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 37,76/7
  • Плотность при 15 гр. – 0,843
  • Температура застывания/вспышки – минус 42/230 гр.
  • Плотность при 15 гр. – 0,843

8.S-Oil Seven ATF-Multi
ATF-multi_01 – 620 р за 1 л

Характеристики:

  • Тип – синтетика
  • Спецификация Hyundai – SP-III
  • Индекс вязкости – 153
  • Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 36,8/7,0
  • Плотность при 15 гр. – 0,848
  • Температура застывания/вспышки – минус 46/232 гр.

9.GT-Oil ATF SP-IV
8809059408742 – 610 р за 1 л

Характеристики:

  • Тип – синтетика
  • Спецификация Hyundai – SP-IV
  • Индекс вязкости – 156
  • Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 29,19/5,86
  • Плотность при 15 гр. – 0,847
  • Температура застывания/вспышки – минус 47/216 гр.

10.Wolf OfficialTech ATF Life Protect 8
8326479 – 920 р за 1 л

Характеристики:

  • Тип – синтетика
  • Спецификация VW – G 060 162
  • Индекс вязкости – 164
  • Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 28,1/5,94
  • Плотность при 15 гр. – 0,845
  • Температура застывания/вспышки – минус 48/210 гр.

Totachi ATF Type T-IV
20204 – 1950 р за 4 л

Характеристики:

  • Тип – синтетика
  • Спецификация Toyota – WS Lifetime ATF
  • Индекс вязкости – 151
  • Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 37,54/7,026
  • Плотность при 15 гр. – 0,8430
  • Температура застывания/вспышки – минус 42/230 гр.

Лучшее масло ATF

Motul Multi ATF
105784 – 1450 р за 1 л

Характеристики:

  • Тип – синтетика
  • Спецификация VW – G 055 005 A6, G 055 005 A2, G 055 005 A1, G 052 162 A1, G 052 162 A2
  • Допуск GM – Dexron III (Подобрать)
  • Индекс вязкости – 185
  • Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 36,2/7,6
  • Плотность при 15 гр. – 0,886
  • Температура застывания/вспышки – минус 35/219 гр.

Motul Multi ATF – 100-процентная синтетика, сбалансированная по цене и характеристикам. Это универсальное масло, подходящее для большинства современных автоматов с ручным или последовательным режимом переключения передач, а также моделей КПП с блокировкой гидротрансформатора. Рабочая жидкость компании Motul по качеству превосходит стандарты Dexron III (Подобрать) и Mercon, а также приближается к более современным и технологичным допускам Dexron VI. В этом заслуга уникальной формулы производства линейки Multi ATF. Это масло на 100% совместимо с АКПП автомобилей американских (GM, Ford, Chrysler и т. д.), европейских (Volkswagen, Mercedes, Renault, Citroen, BMW) и азиатских (Hyundai, Kia, Mitsubishi, Nissan) производителей.




Add Comment