Чем отличается моторное масло 5W40 от 5W30. Какое лучше?

Всесезонные моторные масла с вязкостью 5W-30 (Подобрать) и 5W-40 (Подобрать) во многом идентичны, и поэтому даже опытные автомобилисты могут не увидеть между ними никакой разницы. Конечно, разница не существенная, и касаемо отличий надо в первую очередь обращать внимание на разные вязкостные характеристики, тип масла (синтетика или полусинтетика), допуски API, маркировку и расшифровку. В статье уделено внимание этим параметрам, поскольку правильный выбор моторного масла является гарантией надежной и долгой работы двигателя при любых нагрузках.

Почему так важна вязкость и сезонность масла

В холодное время года водители довольно часто жалуются на проблемы с запуском по той причине, что стартер не может провернуть двигатель из-за замерзания масла при низкой температуре. Как известно, загустевшая смазка не способствует быстрому запуску ДВС даже при заряженном аккумуляторе. Это связано с нехваткой частоты вращения коленвала, который должен крутиться быстрее для запуска двигателя.

Данная ситуация является распространенным явлением, когда масло было подобрано неправильно из-за слишком высокого показателя вязкости. В связи с этим такую смазку запрещено использовать в зимнее время года. Таким образом, в данном случае при выборе смазки водитель не учитывал показатель сезонности горюче-смазочного материала. С такой ситуацией приходиться часто сталкиваться при подборе оптимального варианта 5W-30 (Подобрать) и 5W-40 (Подобрать), у которых нет четкого деления на летние и зимние моторные масла.

Маркировка

Рассмотрим символы, отображающие ключевые параметры моторного масла на этикетке изделия:

  • Цифра «5» указывает на возможность эксплуатации при температурах до минус 30 гр., а высокая вязкость для прокачки при минус 30 гр. составляет 60 000. При этом высокоградусная вязкость при плюс 100 гр. составляет 3,8 кв. мм/с.
  • Цифра «30» обозначает вязкость смазочного материала при высоких нагрузках. Надо отметить, что масло с таким индексом может иметь как малую (9,3 кв. мм/с), так и большую вязкость, не превышающую 12,5 кв. мм/с.
  • HTHS (High Temperature High Shear Rate) – является «мерилом» прочности масляного вещества и является показателем его вяжущих свойств. К примеру, у масла с цифрой «30» показатель HTHS составляет 2,9 мПа при 150 гр. по Цельсию, а скорость сдвижения при этом составляет 1/1000000 сек.
  • Цифра «40» имеет аналогичную расшифровку. Для примера возьмем масло 5W-40 (Подобрать), у которого высокоградусные вяжущие свойства находятся в пределах 12,5-16,3 кв. мм/с. Показатель HTHS составляет 2,9 мПа с, а скорость сдвижения и температура при этом составляют 1/1000000 и 150 гр. соответственно.
  • Таким образом, цифры 30 и 40 указывают на кинематическую вязкость при температуре 100 гр. По сути, это минимальное значение вязкости при скорости сдвига 1/1000000 секунды. Стандартизация SAE подтверждает, что марка масла W30 соответствует кинематической вязкости в пределах 9,2-12,7 кв. мм с. Марка масла W40, в свою очередь, имеет кинематическую вязкость 12,7-16,4 кв. мм с. Что касается вязкости масел при сдвиге, то для W30 и W40 эти значения будут 2,9 мПа с и 3,51 Мпа с.
  • Литера W (Winter) означает возможность использования в зимних условиях. Также W указывает на адаптацию к всесезонным условиям.

В чем отличия сезонного и всесезонного масла

Летнее

Летние смазочные материалы имеют повышенный индекс вязкости, чтобы двигатель нормально функционировал даже при экстремально высоких температурах окружающей среды. В таких условиях летняя смазка эффективно омывает детали двигателя вплоть до наступления зимы. В этот период времени года формируется толстая защитная пленка, благодаря которой цилиндры, поршни и другие конструктивные элементы ДВС не подвержены каким-либо критическим нагрузкам.

Зимнее

Зимнее моторное масло наоборот имеет низкий индекс вязкости, что обеспечивает мотору уверенный запуск в морозную погоду. Более того, данный тип масла вполне можно эксплуатировать круглый год и при этом не опасаться за состояние ДВС при умеренно высоких температурах внешней среды. Нюанс состоит в том, что после выхода двигателя на рабочую температуру зимнее масло начинает разжижаться и, в отличие от летней смазки, образует на деталях очень тонкую пленку. Такая пленка имеет настолько нежную структуру, что она может разрушиться при достижении критически высокой температуры.

Всесезонное

Всесезонное масло привлекает тем, что в отличие от зимней и летней смазки оно сохраняет заводские показатели вязкости вне зависимости от времени года. Это означает, что масла 5W-30 (Подобрать) и 5W-40 (Подобрать) можно эксплуатировать круглый год. У этих смазок соблюдается баланс между вязкостью и сезонностью в достаточно широком диапазоне температур для эксплуатации в регионах с умеренно низкими и высокими температурами.

В чем основные отличия 5W-30 (Подобрать) и 5W-40 (Подобрать)?

Если учитывать вязкостно-температурные параметры 5W-30 (Подобрать) и 5W-40 (Подобрать), рассмотренные выше, то становится очевидным, что главным отличием между этими маслами является высокотемпературная вязкость. У масляного раствора 5W-40 (Подобрать) вязкость в полтора раза больше по сравнению с 5W-30 (Подобрать).

 

Это означает, что смазка 5W-40 (Подобрать) способствует более устойчивой работе ДВС при сравнительно высоких температурных нагрузках. Конечно, есть и другие различия между 5W-30 (Подобрать) и 5W-40 (Подобрать), даже несмотря на сходство по остальным характеристикам. При сравнении этих моторных масел необходимо учитывать факторы, от которых зависит характер работы двигателя в тех или иных условиях:

  1. При длительном использовании 5W-30 (Подобрать) вместо 5W-40 (Подобрать) на стенках цилиндров будет оставаться больше масла, что может спровоцировать увеличение нагрузки на масляный насос. Поскольку 5W-30 (Подобрать) имеет более высокую вязкость, то это масло не способно должным образом смазывать труднодоступные места. Это является причиной перегрева, сухого трения механизмов и их преждевременного выхода из строя.
  2. Если же вместо 5W-30 (Подобрать) предпочесть 5W-40 (Подобрать), то в этом случае масляная пленка будет тоньше. С одной стороны, это уменьшит потребление масла двигателем, а с другой – есть риск разрыва тонкой пленки и резкого ухудшения качества смазки трущихся поверхностей, которые будут подвергаться быстрому износу.
  3. Всегда нужно учитывать рекомендации производителя, который советует использовать моторное масло с определенной вязкостью SAE. В случае невыполнения заводских требований двигатель будет подвержен высоким нагрузкам, масложору, перегреву и чрезмерному износу компонентов цилиндропоршневой группы. В результате дело может дойти до того, что мотор попросту выйдет из строя.
  4. Длина синтетической цепи имеет важное значение при сравнении 5W-30 (Подобрать) и 5W-40 (Подобрать). Дело в том, что в данном случае основой такой смазки является синтетика с определенной структурной цепочкой. Высокое различие между температурными коэффициентами указывает на более длинную синтетическую цепочку, а также гораздо меньший срок службы смазочного материала.

Стоит ли переходить с 5W-30 (Подобрать) на 5W-40 (Подобрать)?

Помимо разницы в вязкости в летнее время года, моторные масла 5W-30 (Подобрать) и 5W-40 (Подобрать) еще могут отличаться по совместимости с двигателями, если учитывать их разную конструкцию, состояние и характеристики. Например, более густую жидкость 5W-40 (Подобрать) предпочтительно заливать в двигатели с увеличенными зазорами, которые будет перекрывать толстая защитная масляная пленка.

Иными словами, 5W-40 (Подобрать) больше подходит для регионов с более жаркими условиями или умеренно низкими температурами. У такого масла относительно низкая высокотемпературная текучесть, что позволяет формировать на деталях ДВС толстую и прочную пленку для их защиты от ускоренного износа. Таким образом, при постоянном использовании 5W-40 (Подобрать) в указанных условиях значительно повышается срок службы мотора.

С другой стороны, некоторые производители не рекомендуют заливать 5W-40 (Подобрать) из-за того, что его масляная пленка слишком толстая для рабочих зазоров в двигателе. В этом случае предпочтительно заливать 5W-30 (Подобрать), иначе велика вероятность ухудшения моющих и смазывающих свойств рабочей жидкости.

Дело в том, что из-за толстой пленки высоковязкостное масло не успевает растекаться по всем узлам, что приводит к повышенному износу и нагреву деталей. Именно поэтому в моторы с небольшими рабочими зазорами лучше заливать масло 5W-30 (Подобрать), у которого единственным недостатком в данном случае является меньший интервал замены по сравнению с 5W-40 (Подобрать).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что переход с 5W-30 (Подобрать) на 5W-40 (Подобрать) возможен только при резкой смене климатических условий – например, в случае переезда в более теплый и не такой холодный и морозный регион.

Главная разница между 5W-30 (Подобрать) и 5W-40

Высокотемпературная вязкость для 5W-30 (Подобрать) составляет в пределах 9,3-12,6 кв. мм/с, а также допустима эксплуатация при температурах от минус 30 до плюс 35 гр.

Высокотемпературная вязкость для 5W-40 (Подобрать) составляет в пределах 12,6-16,3 кв. мм/с, а эксплуатация такого масла возможна при температурах от минус 30 до плюс 40 гр.

Как определить показатель вязкости

Показатель вязкости можно определить по двум критериям:

  1. проворачивание ДВС
  2. прокачка масляным насосом по каналам

Первый критерий учитывает, насколько легко стартер и аккумулятор проворачивают коленвал двигателя при низких температурах и повышенной вязкости.

Что же касается второго критерия (прокачки), он учитывает значение, на которое увеличивается усилие при пониженной температуре для того, чтобы обеспечить бесперебойное прохождение масла по каналам под воздействием масляного насоса.

Важно отметить, что в случае с 5W-30 (Подобрать) и 5W-40 (Подобрать) нет четких представлений по вязкости на проворот и прокачку. Главное, чтобы величина вязкости не выходила за температурные рамки, указанные в характеристиках продукта.

Особенности выбора 5W-30 (Подобрать) и 5W-40 (Подобрать) в зависимости от состояния мотора

  1. При выборе подходящей смазки прежде всего надо учитывать рекомендации производителя, а уже потом (например, когда закончился гарантийный период, либо это вовсе поддержанная машина) полагаться на советы частных специалистов. Кроме того, еще надо учитывать климатические и дорожные факторы, конструкцию и степень износа двигателя. Исходя из этого, неудивительно, почему большинство автомобильных брендов советует заливать 5W-40 (Подобрать), поскольку это более универсальное масло, подходящее для многих типов современных ДВС вне зависимости от их технического состояния. Масло с вязкостью 5W-30 (Подобрать), в свою очередь, рекомендуется использовать прежде всего в новых и не обкатанных моторах. Но если двигатель сильно изношен и имеет слишком большие зазоры, тогда необходимо дорогое масло 5W-50. Доступной альтернативой ему является только 5W-40 (Подобрать).
  2. Как показывает практика, масло 5W-30 (Подобрать) лучше себя показывает при использовании в бензиновых моторах с пробегом не больше 70 тыс. км. Это означает, что при более солидных пробегах потребуется смазка 5W-40 (Подобрать), которая лучше подходит для изношенных моторов благодаря своей более высокой вязкости при повышенных температурах – это как раз то, что нужно для старых и изношенных моторов.
  3. Как показывает практика, масло 5W-40 (Подобрать) возможно применять исключительно в современных двигателях, а возраст ДВС здесь не имеет особого значения. Сюда можно включить и высокофорсированные моторы с турбонагнетателями. Масло 5W-40 (Подобрать) обладает устойчивыми моющими свойствами и плотной защитной пленкой, которая снижает трение и продлевает срок службы элементов цилиндропоршневой группы. Тем самым, исключается вероятность внештатной неисправности.
  4. Масло 5W-30 (Подобрать) выделяется своими низкотемпературными характеристиками, что позволяет запускать двигатель при более низких температурах, чем в случае с 5W-40 (Подобрать). В жаркую погоду текучесть масла 5W-30 (Подобрать) наоборот увеличивается, что приводит к ухудшению его смазывающих характеристик, а защитная пленка становится еще более тонкой и хрупкой. Поэтому длительная летняя эксплуатация с маслом 5W-30 (Подобрать) может негативно сказаться на состоянии ДВС.

Допуски

Моторные масла 5W-30 (Подобрать) и 5W-40 (Подобрать) относятся к современным смазочным материалам, которые имеют актуальные допуски и подходят для большинства новых моторов, а также двигателей с небольшим пробегом. Ниже представлены самые распространенные классы моторных масел 5W-30 (Подобрать) и 5W-40 (Подобрать):

Класс API

Для бензиновых:

  • SJ – для двигателей после 2001 г.
  • SL – для моторов после 2004 г.
  • SM – для моторов после 2010 г.
  • SN – для моторов после 2016 г.

Для дизелей:

  • CH-4 – для моторов после 1995 г.
  • CI-4 – для двигателей после 2002 г.
  • CJ-4 – для моторов после 2006 г.

Класс ILSAC

GF-3, GF-4, GF-5 – для бензиновых и дизельных моторов в зависимости от состояния (чем выше цифра, тем новее и современнее двигатель).

Класс ACEA

A3/B3, А5/В5 – масла марок А и В для бензиновых и дизельных моторов
С1, С2, С3, С4 – масла марки С для бензиновых моторов и дизелей, а также газовых и биотопливных моторов

Синтетика и полусинтетика: особенности

Синтетика и полусинтетика 5W-30 (Подобрать) и 5W-40 (Подобрать) имеют схожие вяжущие характеристики при условии, что речь идет о проверенном масле от известного производителя, а не о какой-то фальшивке.

Когда заливать полусинтетику

Полусинтетику обычно заливают в двигатели с большим пробегом. Это относительно недорогое масло с неплохими моющими свойствами и весьма эффективной защитой от окислительных и коррозионных процессов. К тому же, полусинтетика является безопасным маслом для сильно изношенных моторов с возрастными проблемами (утечки, микротрещины и т. д.).

Учитывая минеральную основу, данный тип масла не способствует мгновенному запуску ДВС при экстремально низких температурах. Тем не менее, благодаря синтетическим присадкам все-таки можно рассчитывать на эксплуатацию в холодное время года с умеренными температурами.

Когда синтетика более целесообразна

Синтетическое масло распространено среди владельцев современных машин, включая новые или поддержанные автомобили с небольшим пробегом и хорошим техническим состоянием двигателя. Синтетика имеет высокие показатели текучести и поэтому не застывает на морозе.

Такое масло изготовлено на экологически чистой основе с комплексным набором полезных присадок для максимальной защиты двигателя от перегрева, отложений и повышенного износа.

Основными преимуществами синтетики являются увеличенный интервал замены, топливная экономичность и экологичность двигателя, а также от появления задиров, проворотов шатунных вкладышей и других серьезных поломок.

Смешивание 5W-30 (Подобрать) и 5W-40

Владельцы часто задаются вопросом – есть ли необходимость в смешивании 5W-30 (Подобрать) и 5W-40 (Подобрать) для улучшения характеристик масла. Профессионалы в этой области расходятся во мнении и не могут дать однозначного ответа. Все зависит от того, по какой причине автовладелец решил смешать оба масла.

Если учитывать схожие характеристики 5W-30 (Подобрать) и 5W-40 (Подобрать), тогда их смешивание является допустимым при условии, что другого выхода нет и двигатель с такой «жижей» будет работать ограниченное количество времени.

5W-30 (Подобрать) и 5W-40 (Подобрать) имеют минимальные различия в вяжущих свойствах, что позволяет говорить о минимальном износе двигателя, работающего на «комбинированной» смазке 5W-30 (Подобрать)/5W-40 (Подобрать). Иными словами, короткие поездки с небольшими нагрузками не окажут негативного влияния на мотор, если он будет функционировать на смешанном масле. В данном случае надо обращать внимание на соответствие допускам API, АСЕА и ILSAC для того, чтобы быть уверенным в максимальной совместимости смешиваемых моторных масел.

Как было сказано выше, главным условием использования такой смеси является его своевременная замена. Стандартный межсервисный период замены составляет 10-12 тыс. км, но в некоторых случаях (например, при смешивании) сроки замены приходиться сокращать до 7-8 тыс. км.

Заключение

Главным отличием между 5W-30 (Подобрать) и 5W-40 (Подобрать) является низкоградусная вязкость, поскольку при высоких температурах оба масла ведут себя схожим образом. Исходя из этого, при выборе масла надо исходить прежде всего из советов производителя, а также обращать внимание на условия эксплуатации.

Например, в южных регионах РФ в летнее время предпочтительно пользоваться маслом 5W-40 (Подобрать) из-за его более высоких вяжущих свойств. Это вполне актуально и для современных автомобилей с пробегом более 150 тыс. км.

Соответственно, для низкотемпературных условий лучше подходит масло 5W-30 (Подобрать), которое лучше адаптирует двигатель к суровым морозным нагрузкам. При этом и в том и другом случае очень важно соблюдать своевременную замену масла, чтобы оно не успевало терять свои полезные свойства.




Add Comment