Моторные масла: классификация, маркировка и расшифровка

Современные моторные масла имеют различные параметры, которые зашифрованы в короткие обозначения. Поэтому при выборе подходящей смазки желательно разбираться хотя бы в основных параметрах, определяющих качество продукта и его совместимость с конкретным двигателем. В этой статье представлены классификации, заводские допуски и спецификации смазочных материалов.

Роль масла в автомобиле

Изначально моторное масло выполняло одну функцию – смазывало шейки коленвала, оберегало его от отложений и защищало от предельно низким температур. На сегодняшний день смазочные материалы достигли более высокой степени совершенства, которую вкратце можно выразить в виде основных функций масла:

  1. защита компонентов ДВС и трущихся поверхностей благодаря их обволакиванию прочной масляной пленкой
  2. защита от коррозии и окислительных процессов
  3. охлаждение путем выведения рабочей жидкости в поддон, расположенный в самой нижней части ДВС
  4. очистка от отложений в местах повышенного трения
  5. защита от продуктов сгорания топлива (нагар, сажа т. д.)

Типы масел

Современные моторные масла бывают трех типов:

  • минеральные
  • полусинтетические
  • синтетические

Минеральное

Минеральное масло изготовлено из переработанной нефти. Это самые дешевые смазочные материалы, рекомендуемые для двигателей грузовых автомобилей с большим пробегом. В то же время, они подойдут и для старых легковых машин с высокой степенью износа. Несмотря на натуральную основу, для минерального масла характерны небольшой интервал замены, склонность к замерзанию при низких температурах, повышенная угарность и быстрая утрата полезных свойств при тяжелых нагрузках.

(Подобрать)-4l-650×489-1.jpg» alt=»» width=»650″ height=»489″ />

Полусинтетическое

Полусинтетическое масло изготовлено на натуральной основе с добавлением искусственных компонентов, позаимствованных у чистой синтетики. В результате получается продукт более высокого качества на фоне обычной минералки. Благодаря синтетическим присадкам такое масло вполне можно считать всесезонным и пригодным для зимнего использования, но только при умеренно низких температурах. К тому же, полусинтетика вполне безопасна для изношенных моторов с большим пробегом и возрастными неполадками (утечки, микротрещины и т. д.). Полусинтетику луче заливать в легковые и коммерческие автомобили с пробегом.

Синтетическое

Синтетическое – рекомендуемое масло для самых современных автомобилей с небольшим пробегом и минимальным износом ДВС. Это наиболее жидкое и текучее масло, которое быстро и эффективно смазывает даже труднодоступные места. Такое масло можно использовать в любое время года, хотя здесь важное значение еще имеет вязкость продукта. Но в любом случае синтетика обладает полезными свойствами (моющими, защитными, охлаждающими) с длительным сроком действия, что позволяет использовать такое масло достаточно долго. Помимо увеличенного интервала замены, качественная синтетика способствует топливной экономичности и экологичности двигателя, а также снижению шумов и вибраций.

Классификация моторных масел. Маркировка и расшифровка.

Стандарт SAE J300

При выборе моторного масла первым делом обращают внимание на вязкость, которая обозначается в соответствии с международным стандартом SAE J300. В рамках этого стандарта моторные масла принято разделять на 15 классов от 0W до 60. В маркировке есть буква W, означающая возможность всесезонного использования, в том числе и при низких температурах. Помимо минимальной вязкости при 100 гр., для масел с буквой W еще указывается максимально допустимая температура прокачки в холодных условиях.

Допустимая температура прокачки масла говорит о минимальной температуре, при которой возможно поступление смазки через масляный насос двигателя. Иными словами, температура прокачки указывает на минимально возможную температуру для быстрого запуска двигателя. Каждый класс SAE предусматривает максимальную вязкость при номинальной температуре. На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуются всесезонные масла, способные работать в широком диапазоне температур и пригодные для круглогодичной эксплуатации.

Обобщая вышесказанное, вязкость SAE состоит из трех значений. Рассмотрим их расшифровку на примере одного из самых популярных масел 5W-40 (Подобрать), где:

  • 5W – означает низкотемпературную вязкость
  • W (Winter) – позволяет ездить зимой
  • 40 – означает высокотемпературную вязкость

Видео

Новейшие и перспективные классы SAE

В 2013 году компания Honda стала одним из инициаторов введения нового обозначения SAE 16. Даже сейчас эти масла встречаются довольно редко, а их особенностью является дополнительная экономия топлива. Кроме того, в 2016 году в погоне за экологичностью были разработаны еще более перспективные классы SAE 12 и SAE 8. Вязкость этих смазочных материалов сравнима с обычной водой, и поэтому подобные масла можно использовать только в новейших двигателях, которые специально адаптированы под низкую вязкость.

Особенности вязкости масла в зависимости от сезона

  • Зимние масла имеют вязкость 0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W. В то же время, такие масла разрешается использовать и в летнее время, но плюсовая температура не должна достигать экстремальных значений.

Низкотемпературная вязкость имеет следующие показатели:

  1. Проворачиваемость – свидетельствует о динамической вязкости смазки и температуре, при которой рабочая жидкость может оставаться в жидком состоянии для нормального запуска двигателя.
  2. Прокачиваемость – свидетельствует о динамической вязкости масла, при которой рабочая жидкость прокачивается в двигатель без риска для сухого трения деталей. Как правило, температура прокачиваемости должна быть на 5 гр. ниже температуры проворачиваемости.
  3. Минимальная кинематическая вязкость при 100 гр. – определяет минимальную вязкость масла на прогретом моторе.

Летние масла – обозначаются в виде 20, 30, 40, 50 и 60. Таким образом, это исключительно летние масла без буквы W, наличие которой означало бы условную возможность зимнего применения.

Летние масла имеют следующие показатели:

Минимальная и максимальная кинематическая вязкость при 100 гр. – определяет предельно низкие и высокие значения вязкости масла на прогретом моторе.

Всесезонные масла – представлены в виде 0W-20 (Подобрать), 0W-30 (Подобрать), 0W-40, 5W-30 (Подобрать)-5W-50, 10W-30 (Подобрать) (Подобрать)-10W-50 (60), а также 15W-40 (Подобрать)-15W-50 и 20W-50-20W-60. В данном случае указаны два значения, свидетельствующие о возможности использования при низких и положительных температурах окружающей среды. К тому же, здесь еще обязательно указывается буква W.

Считается, что чем меньше цифра слева, тем меньше вязкость масла при низкой температуре, и тем быстрее стартер будет крутиться и проворачивать двигатель на холодную.

Чем больше цифра справа, тем более высокая вязкость масла при высокой температуре, и тем лучше происходит смазка деталей ДВС в жаркую погоду.

Видео

Главное отличие зимних и летних масел

Учитывая вышесказанное, можно прийти к выводу в том, что любое моторное масло густеет при низких температурах. Поскольку идеальное масло изготовить невозможно, существует деление на зимние и летние масла, наделенные разными температурными свойствами. Летнее масло имеет значения SAE от 20 до 60 – чем выше эта цифра, тем выше вязкость масла и его пригодность к более высоким температурам.

Зимние масла имеют обозначения от 0 до 20 с обязательным наличием буквы W. В данном случае цифры указывают на вязкость при низких температурах.

Таким образом, главным первостепенным отличием зимнего масла от летнего является наличие буквы W.

Главное отличие всесезонного масла от летнего и зимнего

Всесезонное масло имеет универсальное двойное обозначение, в котором указаны низкотемпературная и высокотемпературная вязкость. К примеру, вязкость 0W-30 (Подобрать), 0W-40, 20W-40, 5W-30 (Подобрать), 5W-40 (Подобрать), 10W-30 (Подобрать) (Подобрать) и 10W-40 (Подобрать) вполне можно отнести к всесезонным маслам, однако эти смазки имеют разные допустимые температуры:

5W-30 (Подобрать) от минус 25 до плюс 20 гр.
5W-40 (Подобрать) от минус 25 до плюс 35 гр.
10W-30 (Подобрать) (Подобрать) от минус 20 до плюс 30 гр.
10W-40 (Подобрать) от минус 20 до плюс 35 гр.
15W-30 (Подобрать) от минус 15 до плюс 35 гр.
15W-40 (Подобрать) от минус 15 до плюс 45 гр.
20W-40 от минус 10 до плюс 45 гр.
20W-50 от минус 10 до плюс 45 гр.

Стандарт API

Американский класс качества API учитывает тип и возраст двигателя. В соответствии с этим выделяют две категории – S (бензин) и C (дизель), а также буквенные показатели качества масла. Чем выше буква в порядке возрастания по алфавиту, тем более высокое качество смазки.

Обозначения API для бензиновых моторов:

  • SG – действовал с 1989 по 1995 г.
  • SH – действует с 1996 г., а его особенностью является поддержание чистоты внутреннего пространства ДВС и соответствие классу ILSAC GF-1.
  • SJ – действует с 1996 г. и также поддерживает внутреннюю чистоту ДВС, а также сохраняет характеристики масла при сниженных температурах.
  • SL – действует с 2000 г. и используется в двигателях, работающих на обедненной топливной смеси. Масло с API-SL отличается длительным интервалом замены.
  • SM – действует с 2003 г. Такое масло отличается высокими экологическими и энергосберегающими свойствами, а также обладает защитой деталей от окисления.
  • SN – актуальное масло для современных моторов, совместимое с нейтрализаторами выхлопа и обладающее энергосберегающими свойствами.
  • SP – новейший стандарт, принятый в 2020 году и используемый в высокофорсированных моторах, весьма требовательных к качеству масла.

Обозначения API для дизелей:

  • CE – действует с 1983 г.
  • CF – еще один актуальный стандарт для старых двигателей с непрямым впрыском, включая дизели способные работать на топливе с содержанием серы до 0,5%. Такое масло можно заливать в том числе и в двигатели с турбонагнетателем и компрессором. Здесь разделяют обозначения CF-2 (для двухтактных моторов) и CF-4 (для четырехтактных). Кроме того, еще может быть двойная аббревиатура типа CF-4/S, но такое масло можно заливать в бензиновый мотор строго по рекомендации производителя.
  • CG-4 – для автобусов и грузовой техники с двигателями, способными работать с топливом с содержанием серы до 0,5%.
  • CH-4 – подходит для двигателей, работающих на предельных оборотах и адаптированных к топливу с содержанием серы до 0,5%.
  • CI-4 – действует с 2006 г. и подходит для автомобилей, испытывающих большие нагрузки.
  • CI-4 Plus – улучшенный аналог CI-4, повышающий экологические показатели масла и эксплуатационные характеристики мотора.
  • CJ/CJ-4 – актуальный стандарт для двигателей от 2007 г. в., оборудованных сажевыми фильтрами или катализаторами.

Стандарт АСЕА

Европейский стандарт АСЕА является аналогом американского API. Он также предусматривает разделение масел в зависимости от типа двигателя:

  1. А – для бензиновых
  2. В – для дизелей
  3. А/В – для бензиновых и дизелей
  4. С – для моторов с очищающими выхлопными системами (фильтры DPF, катализаторы)
  5. Е – для высоконагруженных дизелей грузового транспорта.
  • А1/В1 – всесезонное масло с увеличенным интервалом замены. Допустимое значение HTHS – от 2,9 до 3,5 мПа*c.
  • А3/В3 – всесезонное масло для высоконагруженных двигателей с длительным интервалом замены.
  • А3/В4 – улучшенный аналог А3/В3, который еще совместим с прямым впрыском у дизелей.
  • А5/В5 – всесезонное масло с повышенным интервалом замены для высоконагруженных моторов. Допустимое значение HTHS – от 2.9 до 3,5 мПа*c.
  • С1 – всесезонное масло для двигателей с катализаторами. Допустимое содержание фосфора/сульфатной золы/серы (в %) – 0,05/0,5/02.
  • С2 – улучшенный аналог С1 с допустимым значением серы 0,3%, фосфора – 0,009% и сульфатной золы 0,8%.
  • С3 – отличается от С1 и С2 минимальным значением HTHS до 3,5 мПа*c, а содержание фосфора – от 0,07 до 0,09%.
  • С4 – имеет точно такую же вязкость HTHS (3,5 мПа*c). Объем серы/фосфора/сульфатной золы (в %) – 0,2/0,09/0,5.
  • Е4, Е5, Е6, Е7, Е9 – масла для дизельных двигателей коммерческого транспорта.

Стандарт ILSAC

Американо-японский стандарт ILSAC наделяет моторное масло следующими особенностями:

  1. пониженная вязкость
  2. меньшая склонность к образованию пены
  3. минимальное содержание фосфора, что позволяет продлить срок службы нейтрализатора
  4. улучшенная система фильтрации при низких температурах
  5. повышенная устойчивость к сдвигу
  6. топливная экономичность
  7. минимальная летучесть

Стандарт ILSAC обозначается в виде GF и имеет несколько категорий качества:

  • GF-1 – действовал с 1996 г. и соответствует API-SH
  • GF-2 – действовал с 1997 г. и соответствует API-SJ
  • GF-3 – действует с 2001 г. и соответствует API-SL
  • GF-4 – действует с 2004 г. и соответствует API-SM, а также SAE 0W-20 (Подобрать), 5W-20 (Подобрать), 5W-30 (Подобрать) и 10W-30 (Подобрать) (Подобрать). Для такого масла характерны улучшенные моющие свойства, а также заявлена совместимость с катализаторами и повышенная устойчивость к окислению.
  • GF-5 – действует с 2010 г. и соответствует API-SN. Отличается улучшенными энергосберегающими (на 0,5%) и противоизносными свойствами. Заявлена совместимость с биотопливными моторами.
  • GF-6A – действует с 2020 г. и соответствует API-SP, а также совместимо с 0W-20 (Подобрать), 0W-30 (Подобрать), 5W-20 (Подобрать), 5W-30 (Подобрать) и 10W-30 (Подобрать) (Подобрать).
  • GF-6B – действует с 2020 г. и соответствует только SAE 0W-16.

Стандарт JASO

Стандарт JASO разработан специально для высоконагруженных дизельных двигателей грузовых транспортных средств. Всего здесь представлено две категории – DH-1 и DH-2.

ГОСТ

ГОСТ – российская классификация автомобильных моторных масел. Данный стандарт имеет конкретные обозначения в зависимости от типа и качества масла, а также типа и состояния двигателя.

  • По сезону и классу вязкости:
  1. Летние – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24
  2. Зимние – 3з, 4з, 5з, 6з
  3. Всесезонные – 3з/8, 4з/6, 4з/8, 4з/10, 5з/10, 5з/12, где первое значение указывает на низкотемпературную вязкость, а второе – высокотемпературную.

Считается, что чем больше числовой показатель, тем выше вязкость моторного масла.

  • По эксплуатационным свойствам и типу двигателя

В данном случае обозначение ведется в алфавитном порядке от А до Е – чем ближе буква к концу алфавита, тем выше качество масла.

Вместе с буквами указываются числовые индексы:
1 – бензин
2 – дизель

Примеры обозначения масла по ГОСТ-17479.1-85:

Бензиновое масло М-6зГ1, где:

  • М – обозначение масла
  • 6з – зимний класс вязкости
  • Г1 – класс эксплуатационных свойств для масел группы Г

Дизельное масло – M-6зГ2

  • Универсальное масло – М-6зГ
  • Всесезонное масло – М-6з/8-В; Г

Допуски автопроизводителей

VAG

  1. VW 500.00 – масло с энергосберегающими свойствами, соответствующее всесезонной вязкости SAE 5W-30 (Подобрать), 10W-30 (Подобрать) (Подобрать), 5W-40 (Подобрать), 10W-40 (Подобрать) и т. д. Подходит для бензиновых атмосферных моторов до 2000 г. в., а для турбированных используется масло 502.00.
  2. VW 503.00 – масло для бензиновых моторов, адаптированных под вязкость 0W-30 (Подобрать). Для такого масла характерны увеличенные интервалы замены до 30 тыс. км
  3. VW 504.00 – для моторов с трехкомпонентным нейтрализатором
  4. VW 505.00 – для дизелей TDI до 2000 г. в.
  5. VW 505.01 – для дизелей PDE с насос-форсункой
  6. VW 506.00 – энергосберегающая рабочая жидкость с вязкостью 0W-30 (Подобрать) и увеличенным интервалом замены до 30 тыс. км. Подходит для дизелей TDI V4 и V6 после 2002 г. в.
  7. VW 506.01 – для турбодизелей PD-TDI с насос-форсункой. Интервал замены до 30 тыс. км.

Mercedes-Benz

  1. MB 229.31 – для бензиновых и дизельных моторов с 1997 г. в. Такое масло имеет вязкость 0W- или 5W-, а также содержит минимальное количество серы и фосфора.
  2. MB 229.5 – энергосберегающая смазка с увеличенным интервалом замены для бензиновых моторов, так и дизелей.

BMW

  1. Longlife-98 – подходит для двигателей с 1998 г. в., имеет увеличенный интервал замены и соответствует АСЕА А3/В3.
  2. Longlife-01 – для двигателей с 2001 г. в.
  3. Longlife-01 FE – разновидность предыдущего допуска для высоконагруженных двигателей.
  4. Longlife-04 – для самых современных моторов БМВ.

Renault

  1. RN 0700 – действует с 2007 г. и соответствует АСЕА А3/В4; АСЕА А5/В5
  2. RN 0710 – соответствует требованиям АСЕА А3/В4
  3. RN 0720 – для современных дизелей с сажевыми фильтрами.

Ford

  1. WSS-M2C913-A – масло для первичной и сервисной замены, соответствует вязкости 5W-30 (Подобрать) и отвечает следующим требованиям: ILSAC GF-2, ACEA A1-98; ACEA B1-98.
  2. WSS-M2C913-B – масло первичной и сервисной замены, подходит для бензиновых и дизельных моторов, а также соответствует требованиям ILSAC GF-2-GF-3; ACEA A1-98 и В1-98.
  3. WSS-M2C913-D – действует с 2012 года, совместим с дизелями и обладает увеличенным интервалом замены. Также заявлена совместимость с моторами, работающими на биодизельном и высокосернистом топливе.
  4. WSS-M2C934-A – масло для дизельных моторов с сажевым фильтром DPF.
  5. WSS-M2C948-B – масло для бензиновых и дизельных моторов. Соответствует классу вязкости 5W-20 (Подобрать) и допуску АСЕА С2.

Scania

ETS 500E – фирменный допуск моторного масла для автомобилей Scania. Имеет длительный интервал замены.

Volvo

  1. VDS-4 – действует с 2007 г., постоянно совершенствуется и соответствует актуальным экологическим требованиям. Такое масло совместимо с системами очистки выхлопных газов и соответствует допуску API CJ-4.
  2. VDS-3 – масло для дизельных двигателей грузовых автомобилей. Интервал замены может достигать 100 тыс. км в зависимости от заводских рекомендаций.
  3. VDS-2 – для дизельных грузовых автомобилей Volvo, выпущенных до 2004 года. Имеет вязкость 5W-30 (Подобрать), 5W-40 (Подобрать), 10W-30 (Подобрать) (Подобрать), 10W-40 (Подобрать) или 15W-40 (Подобрать). Другие виды SAE должны иметь дополнительное разрешение от производителя. Кроме того, масло VDS-2 соответствует требованиям АСЕА не ниже Е1-96.
  4. VDS – для турбированных моторов с удлиненными интервалами замены. Соответствует вязкости SAE 15W-40 (Подобрать) и 10W-30 (Подобрать) (Подобрать), а также отвечает требованиям API-CD.

General Motors

  1. GM-LL-A-025 – для легковых бензиновых машин, соответствует АСЕА А3.
  2. GM-LL-B-025 – для легковых дизельных машин, соответствует АСЕА В3, В4.
  3. Dexos 1 – для бензиновых моторов, является аналогом предыдущего GM6094M, актуального для США.
  4. Dexos 2 – для автомобилей Opel после 2010 г. в., весьма распространен в Европе. Соответствует ACEA C3-08.

Peugeot

  1. PSA B71 2290 – для дизельных моторов с сажевыми фильтром
  2. PSA B71 2294 – соответствует требованиям АСЕА А3/В4 и С3
  3. PSA B71 2295 – для моторов до 1998 г. в.
  4. PSA B71 2296 – соответствует требованиям ACEA A3/B4

Caterpillar

  1. ECF-3 – масло с пониженной зольностью для моторов Caterpillar последних поколений. Соответствует требованиям
  2. API-CJ-4 и Tier 4, а также совместимо с сажевыми фильтрами DPF.
  3. ECF-2 – масло для двигателей Caterpillar с системами ACERT и HEUI. Соответствует требованиям API CI-4.
  4. ECF-1a – масло для двигателей Caterpillar с системами ACERT и HEUI. Соответствует требованиям API CH-4.



Add Comment