Особенности всесезонного масла

На сегодняшний день представлен широкий ассортимент моторных масел, различающихся по типу, вязкости, допускам и заводским спецификациям. Для производства современных ГСМ используются передовые технологии, позволяющие повысить качество продукта. Однако при выборе масла для круглогодичной эксплуатации куда важнее обращать внимание не столько на бренд, сколько на тип и сезонность смазочного материала.

Наиболее популярным в данном случае считается всесезонное масло, которое пользуется спросом среди 60% автомобилистов со всего мира. Данная смазка хороша тем, что ее можно заливать в двигатель независимо от времени года и температуры. Но даже такой тип масла имеет свои особенности, на которые следует обратить внимание при выборе оптимальной всесезонной смазки.


Функции моторного масла

Для начала перечислим основные функции, которыми должен обладать универсальный смазочный материал, в том числе и всесезонный:

  1. Стабильные физико-химические характеристики при высокотемпературных нагрузках
  2. Противоизносные свойства, оказывающие положительный эффект на сохранность деталей и их защиту от сухого трения
  3. Нейтрализация кислотных и коррозионных процессов
  4. Сохранение высокой активности моющих свойств при высоких нагрузках
  5. Устойчивость к вспениванию
  6. Эффективный запуск двигателя в широком диапазоне низких и высоких температур
  7. Безопасный уровень угарности
  8. Совместимость с уплотнительными материалами разных ДВС

Типы всесезонных масел

Как и в случае с летними и зимними маслами, всесезонные смазочные материалы бывают трех типов:

  • минеральные
  • полусинтетические
  • синтетические

Минеральное масло

Изготовлено непосредственно из нефти, которая проходит процесс переработки. За счет натуральных компонентов получается сравнительно недорогой смазочный материал, более пригодный для старых легковых и грузовых автомобилей с большим пробегом. Несмотря на переработанную нефть, в таком масле все равно остаются опасные вещества, которые оказывают негативное влияние на работу двигателя. Поэтому для современных моторов такое масло использовать строго не рекомендуется. Из плюсов минералки можно выделить постепенное очищение деталей ДВС от нагара и осадка, а также способность отслаивать отложения небольшими порциями. Это такой щадящий метод очистки, наиболее безопасный для изношенных двигателей. Однако о высокой эффективности такого способа очистки не может быть и речи.

Особенности всесезонного масла

Полусинтетическое масло

Полусинтетика тоже подойдет для поддержанного легкового и коммерческого транспорта. В то же время, его можно использовать и в современных автомобилях с пробегом. К тому же, полусинтетика рекомендуется в том числе и для проблемных и изношенных моторов с поврежденными стенками цилиндров. Полусинтетика имеет довольно густую минеральную основу, а примерно 30-40% от общего объема приходится на синтетическое масло. Именно благодаря ему удается повысить качество продукта. В итоге получается полусинтетика, и это один из самых универсальных и недорогих смазочных материалов, сбалансированных по цене и полезным свойствам.

Особенности всесезонного масла

Синтетическое масло

Синтетика изготовлена из экологически чистых искусственных компонентов, содержащих минимальный объем вредных веществ. Синтетика надолго сохраняет свои полезные свойства и не теряет их при высоких нагрузках, что позволяет рассчитывать на длительный интервал замены масла. Всесезонная синтетика является оптимальным выбором для современного автомобиля с небольшим пробегом. С таким маслом можно быть уверенным в эффективном запуске мотора при низких температурах. К тому же, не должно возникнуть каких-либо проблем и в летнее время года. Основные преимущества синтетики состоят в жидкой основе и высокой текучести, что позволяет смазке проникать даже в самые труднодоступные места и смазывать их даже при экстремально низких температурах.

Особенности всесезонного масла

Особенности состава всесезонного масла

Выделяют пять базовых групп масел:

  • Нефтепродукты – исходное сырье, подвергаемое многоступенчатой обработке в соответствии с определенным технологическим процессом. В процессе перегонки удаляются нежелательные компоненты, хотя глубина очистки для минерального масла первой группы не имеет особого значения. А вот для полусинтетики предъявляются более строгие требования. И все же, для минералки тоже предусмотрены определенные рамки. Например, допустимое количество серы составляет 0,03%, а содержание углеводородов не должно превышать 90%. Показатель индекса вязкости колеблется в диапазоне 80-120, но в большинстве случаев находится на уровне 90.
  • Минеральное всесезонное масло второй группы имеет более качественные характеристики. Для сравнения, индекс вязкости у такой смазки составляет 95-100, а объем серы не превышает 0,03%. Содержание углеводородов при этом не менее 90%.
  • Для изготовления минеральных всесезонных масел третьей группы используется не только нефтяное, но и более экологичное газовое сырье. Иными словами, в данном случае актуален каталитический гидрокрекинг – один из методов трансформации вредных примесей в полезные молекулы с заданными параметрами. В результате гидрокрекинга происходит химическая реакция под воздействием высокой температуры и давления. Данная технология также требует наличия водородного катализатора, чтобы качество гидрокрекингового масла приблизилось к чистой синтетике. В итоге получается продукт с насыщенными углеводородами 90% и составом серы не более 0,03%, а средний индекс вязкости составляет 140-150.
  • К четвертой группе относятся полиальфалеофины, которые можно получить с помощью химического синтеза. В итоге получается основа для изготовления всесезонного синтетического масла. Естественно, процесс его изготовления более сложный и трудоемкий по сравнению с минералкой и полусинтетикой. Собственно, этим и объясняется сравнительно высокая стоимость синтетики, которая обладает наилучшими рабочими характеристиками. Так, для качественной всесезонной синтетики характерны низкая угарность и испаряемость, термическая стабильность, антикоррозионная защита и т. д.
  • Пятую группу базовых масел представляют полигликоли, силиконы и другие вещества, не имеющие ничего общего с предыдущими группами.

Какие присадки имеет всесезонное масло

  1. Вязкостно-загущающие – являются необходимым компонентом для изготовления всесезонного масла. Их объем подбирается в нужном количестве для обеспечения сбалансированных характеристик и широкой адаптации к температурам в нижнем и верхнем диапазоне. Иными словами, эти присадки обеспечивают способность всесезонного масла эффективно смазывать двигатель как летом, так и суровой зимой.
  2. Антиокислительные и антикоррозионные присадки – способствуют замедлению химических реакций, происходящих в моторном масле в результате контактирования с воздухом (кислородом) и деталями двигателя в условиях высоких температурных нагрузок.
  3. Депрессорные – призваны улучшить низкотемпературные свойства масла. Эти добавки используются для изготовления минеральных, полусинтетических и синтетических масел. Их особенность заключается в защите от накапливания и последующего сращивания кристаллов парафина. Прокачиваемость масла при этом сохраняется на должном уровне, что особенно важно в зимнее время года.
  4. Моющие – так называемые детергенты, задачей которых является защита от накапливания нагара и сажи в зонах повышенной нагрузки. Важно заметить, что это один из необходимых компонентов для универсального всесезонного масла, которое можно заливать в бензиновые и дизельные двигатели.
  5. Диспергирующие – удерживают во взвешенном состоянии опасные нерастворимые соединения, чтобы они не оседали на металлических поверхностях. Таким образом, обеспечивается дополнительная защита от скопления нагара и лаковых отложений. Примечательно, что эффективность диспергирующих присадок особенно высока в сочетании с детергентами.

Расшифровка моторных масел

Все современные моторные масла имеют маркировку SAE, по которой можно подобрать наиболее подходящую вязкость для своего двигателя и климатического региона.

Рассмотрим, как обозначается масло на примере 5W-40 – одного из самых популярных всесезонных масел современности:

  • 5W – низкотемпературная вязкость, показывающая допустимую минусовую температуру двигателя с таким маслом.
  • W – означает возможность использования круглый год, в том числе и зимой.
  • 40 – высокотемпературная вязкость, показывающая допустимую плюсовую температуру работы двигателя с таким маслом.

Видео

Какая вязкость SAE должна быть у всесезонного масла

Ниже представлены самые распространенные на рынке всесезонные моторные масла, а также при каких температурах их можно заливать в двигатель.

0W-30 от минус 30 до плюс 20 гр.
0W-40 от минус 30 до плюс 35 гр.
5W-30 от минус 25 до плюс 20 гр.
5W-40 от минус 25 до плюс 35 гр.
10W-30 от минус 20 до плюс 30 гр.
10W-40 от минус 20 до плюс 35 гр.
15W-40 от минус 15 до плюс 45 гр.
20W-40 от минус 10 до плюс 45 гр.

Классы моторных масел

Современные моторные масла, в том числе и всесезонные, имеют определенные классы, определяющие качество продукта и его совместимость с двигателем. Рассмотрим наиболее актуальные классы и их обозначения.

API

API – данная категория разделяет масла для бензиновых (S) и дизельных (С) двигателей. После обозначения типа двигателя следует очередная латинская буква, которая зависит от года выпуска автомобиля. Чем выше буква в порядке возрастания по алфавиту, тем выше качество смазки.

Бензин:

SH для машин 2000-2006 г. в.
SJ для машин 2007 г. в.
SL для машин 2007-2011 г. в.
SM для машин 2011-2016 г. в.
SN для машин 2017-2021 г. в.
SP для машин 2021-н.в.

Дизель:

CF для машин 2000-2001 г. в.
CG для машин 2002-2003 г. в.
CG-4 для машин – 2004 г. в.
CH для машин 2005 г. в.
CH-4 для машин 2006-2008 г. в.
CI для машин – 2009-2010 г. в.
CI-4 для машин 2011-2016 г. в.
CJ для машин 2017-2018 г. в.
CJ-4 для машин 2018-н.в.

АСЕА

АСЕА – европейский аналог американского стандарта API. Он тоже имеет две категории в зависимости от типа ДВС – A (бензин) и В (дизель), а также A/B для универсальных масел (для обоих типов ДВС). После обозначения типа ДВС следует цифра, указывающая на качество продукта и его совместимость с двигателем. Для всесезонных масел предусмотрены следующие обозначения АСЕА:

  • А3/В3 – всесезонное масло для бензиновых и дизельных моторов. Для такой смазки характерны высокие эксплуатационные свойства и усредненные интервалы замены.
  • А3/В4 – подходит для высокопроизводительных бензиновых и дизельных моторов с непосредственным топливным впрыском. Такие масла полностью совместимы с А3/В3 и являются их улучшенным аналогом. Одним из главных преимуществ A3/B4 является экономичная работа двигателя.
  • А3/В4 – совместимо с высокопроизводительными бензиновыми моторам и дизельными установками, оснащенными непосредственным впрыском. Также являются аналогом А3/В3 и обеспечивают высокую топливную экономичность.
  • А5/В5 – всесезонное масло с высокими эксплуатационными характеристиками, рассчитанное на длительный интервал замены. Подходит для высокофорсированных бензиновых и дизельных моторов легковых машин. Кроме того, заявлена совместимость с двигателями, которые могут работать на маловязком масле. Еще А5/В5 отличается высокой скоростью сдвига от 2,9 до 3,5.
  • Помимо А и В, в стандарте АСЕА еще предусмотрена категория масел С, которые предназначены для использования в бензиновых и дизельных моторах, оборудованных системами очистки отработанных газов (катализаторы). Следом за С идет цифра, указывающая на качество продукта (от 1 до 4).
  • И напоследок вкратце рассмотрим категорию E – самую специфическую из всех стандартов для ACEA. Под эту категорию попадают всесезонные моторные масла, предназначенные в основном для высоконагруженных дизельных двигателей грузовых автомобилей.

Видео

Заключение

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что всесезонное масло бывает минеральным, полусинтетическим и синтетическим. Вязкость для всесезонки тоже бывает разной и ее надо подбирать для определенного климата. В идеале при выборе подходящей смазки первым делом лучше ознакомиться с техническим паспортом автомобиля, в котором указаны все необходимые параметры для всесезонного моторного масла. В крайнем случае при выборе подходящей вязкости и типа масла надо обращать внимание на возраст машины и условия эксплуатации. Синтетика – наиболее дорогая, но зато ее хватит надолго. Полусинтетику и минералку больше предпочитают владельцы поддержанных автомобилей с пробегом. Наиболее популярные всесезонные масла – это 5W-30 и 5W-40 для современных моделей авто, а также 10W-40 для машин с пробегом.



Add Comment

десять − 8 =


Adblock
detector